среда, 19 февраля 2020 г.

АМУРСКИЕ ВОЛНЫ


Профессионалы и энтузиасты, например, художники, экспериментируют с формами древних сосудов, одеждой, доспехами, оружием, украшениями, орнаментами и многим другим с целью воссоздать быт и дух эпохи к которой хочется приблизиться. Цели реконструкции множество, а её результаты в разной степени приближается к оригиналу, в полоть до полной художественной переработки первоначальных форм. Керамика здесь не исключение.


Нижнее Приамурье - культурный ареал Дальнего Востока, отличающееся исключительной насыщенностью материалами гончарного производства. Формирование археологических коллекций керамики и изделий из глины приступили здесь в середине XIX – начале XX века.
Подобные коллекции могут служить источником вдохновения для различных художественных экспериментов с керамикой и вариантами её декорирования. Например, различные орнаменты. В древности их элементами служили оттиски ногтей, процарапанные линии, углубления, отпечатки шнура и различных деревянных или костяных штампов, в том числе перья птиц, раковины и др.

Варианты спирального орнамента в комплексе Вознесеновской культуры Нижнего Амура.

 
Сегодня поэкспериментируем с древним орнаментом одного из амурских народов, рисунок взят из книги Медведев В.Е., Филатова И.В. Керамика эпохи неолита нижнего Приамурья (орнаментальный аспект). Для удобства Назовём наш орнамент - «Амурские волны».
Первое что делаем, анализируем форму, убираем лишние, по нашему мнению, элементы и строим варианты итогового орнамента.

Варианты орнамента

В итоге получаем три варианта – один линейный и два черно-белых - пятнами-заливками. Мне больше всего приглянулся последний вариант, вот его и будем наносить на наш высохший кувшинчик, предварительно вытянутый на гончарном круге.
Разметка орнамента на кувшинчике

Следующий этап в работе – закрашивание соответствующих областей ангобом выбранного цвета. Важно следить за толщиной слоя ангоба и аккуратностью его нанесения, от этого зависит конечный вид нашего изделия.
Готовое изделие перед утельным обжигом
В конце можно подкрасить отдельные области, подкорректировав границы и чуть смазать неровности покрытия. Далее окончательная сушка и обжиг.
 
Кувшинчик после обжига.
После обжига это уже совсем другое изделие. При желании, можно попробовать подправить какие-то элементы, но эту работу лучше проводить до обжига. Подкрасить ангобом или подчистить алмазным надфилем. Как вариант, лучше перед обжигом, оставить изделие на день-два, а потом ещё раз внимательное его рассмотреть. Тогда не придется мучиться, видя огрехи, которые проявил утильный обжиг.
Кувшинчик после глазурного обжига.
Собственно после глазурного обжига можно подводить итог. В целом, работа удалась, но необходимо тренироваться с аккуратностью и равномерностью нанесения ангобного покрытия, возможно, на менее сухой черепок. Сложность работы с изделиями малых размеров заключается в том, что их рассматривают с близкого расстояния или берут в руки. Тогда все недочёты становятся видны, мелкие же недостатки на больших изделиях, обычно незаметны. Надо будет учесть в следующих работах.





Комментариев нет:

Отправить комментарий