Профессионалы и энтузиасты, например,
художники, экспериментируют с формами
древних сосудов, одеждой, доспехами,
оружием, украшениями, орнаментами и
многим другим с целью воссоздать быт и
дух эпохи к которой хочется приблизиться.
Цели реконструкции множество, а её
результаты в разной степени приближается
к оригиналу, в полоть до полной
художественной переработки первоначальных
форм. Керамика здесь не исключение.
Нижнее Приамурье - культурный ареал
Дальнего Востока, отличающееся
исключительной насыщенностью материалами
гончарного производства. Формирование
археологических коллекций керамики и
изделий из глины приступили здесь в
середине XIX – начале XX века.
Подобные
коллекции могут служить источником
вдохновения для различных художественных
экспериментов с керамикой и вариантами
её декорирования. Например, различные
орнаменты. В древности их элементами
служили оттиски ногтей, процарапанные
линии, углубления, отпечатки шнура и
различных деревянных или костяных
штампов, в том числе перья птиц, раковины
и др.
Варианты спирального
орнамента в комплексе Вознесеновской
культуры Нижнего Амура.
Сегодня поэкспериментируем с древним
орнаментом одного из амурских народов,
рисунок взят из книги Медведев В.Е.,
Филатова И.В. Керамика эпохи неолита
нижнего Приамурья (орнаментальный
аспект). Для удобства Назовём наш
орнамент - «Амурские волны».
Первое что
делаем, анализируем форму, убираем
лишние, по нашему мнению, элементы и
строим варианты итогового орнамента.
Варианты орнамента
В итоге получаем три варианта – один
линейный и два черно-белых - пятнами-заливками.
Мне больше всего приглянулся последний
вариант, вот его и будем наносить на наш
высохший кувшинчик, предварительно
вытянутый на гончарном круге.
Разметка орнамента
на кувшинчике
Следующий этап в работе – закрашивание
соответствующих областей ангобом
выбранного цвета. Важно следить за
толщиной слоя ангоба и аккуратностью
его нанесения, от этого зависит конечный
вид нашего изделия.
Готовое изделие перед утельным обжигом
В конце можно
подкрасить отдельные области,
подкорректировав границы и чуть смазать
неровности покрытия. Далее окончательная
сушка и обжиг.
Кувшинчик после
обжига.
После обжига это уже совсем другое
изделие. При желании, можно попробовать
подправить какие-то элементы, но эту
работу лучше проводить до обжига.
Подкрасить ангобом или подчистить
алмазным надфилем. Как вариант, лучше перед обжигом, оставить
изделие на день-два, а потом ещё раз
внимательное его рассмотреть. Тогда не
придется мучиться, видя огрехи, которые
проявил утильный обжиг.
Кувшинчик после
глазурного обжига.
Собственно после глазурного обжига
можно подводить итог. В целом, работа
удалась, но необходимо тренироваться
с аккуратностью и равномерностью
нанесения ангобного покрытия, возможно,
на менее сухой черепок. Сложность
работы с изделиями малых размеров
заключается в том, что их рассматривают
с близкого расстояния или берут в руки.
Тогда все недочёты становятся видны,
мелкие же недостатки на больших изделиях,
обычно незаметны. Надо будет учесть в
следующих работах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий