понедельник, 27 августа 2018 г.

СВИСТУЛЬКИ

Всем нравятся глиняные свистульки. Не знаю почему. Бывает, покажешь человеку какое-нибудь изделие, а тебе в ответ – мол, это отлично, просто великолепно, а свистульку можешь сделать? Другие, начинают молча крутить изделие в руках, рассматривая его со всех сторон с целью понять свистулька это или нет. Самое интересное – это то, что так себя ведут совершенно разные люди, друг с другом незнакомые, разного возраста и уровня образования.
Свистулька из глины, по моему мнению, воспринимается как нечто магическое, близкое к наблюдению за тем «как горит огонь, как течет вода и как другие люди работают» ))). В отличие от огня и воды глина – это пусть искусственный, но камень, камень рождающий звук, что производит на людей сильный «магический» эффект.
Для изготовления свистульки использовались смеси глин – всё то, что накопилось из различных кусочков и остатков от лепки других изделий. Кроме того, использовалась керамическая масса собственного изготовления, состоящая из отмученных кирпичной глины и суглинка в пропорции примерно один к одному. Исходный вес глины для каждой свистульки около 80 грамм, объёмом примерно с куриное яйцо.
Прежде чем придти к сове, было изготовлено несколько свистулек различного размера и формы. Они несколько напоминали цыплят, но вот звук, который они издают, очень похож на совиное уханье. Как результат – Сова. Первые несколько штук вообще не свистели и выглядели весьма странно. Опыт накопился быстро, они не только засвистели, но и стали выглядеть приличней. Некоторые изделия обзавелись намёком на оперение. Скрепкой были вдавлены небольшие углубления в которые втирался ангоб - таже самая глина с добавлением черного пигмента. после чего лишнее покрытие счишалось и проявлялись "перья".
Обжиг, обжиг выявил существенные проблемы. Большинство изделий потрескалось. Трещины разной ширины и ветвистости в основном расположены в нижней части свистулек. Их появление могли вызвать несколько причин: недосушка — изделия поставлены в печь недостаточно сухими, сильный нагрев, слишком плотная глина и что вероятнее всего слишком заглаженная поверхность — слишком мало открытых пор и как следствие низкая газопроницаемость — пар сам проделал себе выход. Целыми остались только несколько изделий.
 

После утильного обжига проведен обжиг глазурный. Отдельные элементы – глаза клювы покрыты цветной глазурью. Поскольку масса была сильно пористой нанесение глазури было тяжеловатым, черепок мгновенно впитывал воду из глазури и она ложилась не ровно. Видимо утиль нужно обжигать на большую температуру (было 900 градусов). С покупной массой таких проблем не возникло.
 
По мотивам урока
 
Больше свистулек можно посмотреть здесь:

Комментариев нет:

Отправить комментарий