Всем нравятся глиняные свистульки. Не
знаю почему. Бывает, покажешь человеку какое-нибудь изделие, а тебе в ответ –
мол, это отлично, просто великолепно, а свистульку можешь сделать? Другие,
начинают молча крутить изделие в руках, рассматривая его со всех сторон с целью
понять свистулька это или нет. Самое интересное – это то, что так себя ведут
совершенно разные люди, друг с другом незнакомые, разного возраста и уровня
образования.
Свистулька из глины, по моему мнению,
воспринимается как нечто магическое, близкое к наблюдению за тем «как горит
огонь, как течет вода и как другие люди работают» ))). В отличие от огня и воды
глина – это пусть искусственный, но камень, камень рождающий звук, что
производит на людей сильный «магический» эффект.
Для изготовления свистульки
использовались смеси глин – всё то, что накопилось из различных кусочков и
остатков от лепки других изделий. Кроме того, использовалась керамическая масса
собственного изготовления, состоящая из отмученных кирпичной глины и суглинка в
пропорции примерно один к одному. Исходный вес глины для каждой свистульки
около 80 грамм, объёмом примерно с куриное яйцо.
Прежде чем придти к сове, было
изготовлено несколько свистулек различного размера и формы. Они несколько
напоминали цыплят, но вот звук, который они издают, очень похож на совиное
уханье. Как результат – Сова. Первые несколько штук вообще не свистели и
выглядели весьма странно. Опыт накопился быстро, они не только засвистели, но и
стали выглядеть приличней. Некоторые изделия обзавелись намёком на оперение. Скрепкой были вдавлены небольшие углубления в которые втирался ангоб - таже самая глина с добавлением черного пигмента. после чего лишнее покрытие счишалось и проявлялись "перья".
Обжиг, обжиг выявил существенные
проблемы. Большинство изделий потрескалось. Трещины разной ширины и ветвистости
в основном расположены в нижней части свистулек. Их появление могли вызвать
несколько причин: недосушка — изделия поставлены в печь недостаточно сухими, сильный
нагрев, слишком плотная глина и что вероятнее всего слишком заглаженная
поверхность — слишком мало открытых пор и как следствие низкая
газопроницаемость — пар сам проделал себе выход. Целыми остались только
несколько изделий.
После утильного обжига проведен обжиг глазурный. Отдельные элементы – глаза клювы покрыты цветной глазурью. Поскольку масса была сильно пористой нанесение глазури было тяжеловатым, черепок мгновенно впитывал воду из глазури и она ложилась не ровно. Видимо утиль нужно обжигать на большую температуру (было 900 градусов). С покупной массой таких проблем не возникло.
По мотивам урока.
Больше свистулек можно посмотреть здесь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий