воскресенье, 26 апреля 2020 г.

БДЗЫНЬ!


Бдзынь! Первый раз, когда услышал этот звук, подумал, что показалось. Однако, через какое-то время он повторился. Я начал прислушиваться, и в третий раз, когда услышал этот звук уже уловил направление на подоконник, где у меня стояли некоторые изделия из моих керамических экспериментов.
Откуда он примерно исходит я разобрался, но так и не понял, что его вызывает. Пришлось заняться уборкой и ревизией. Перебрал и пересмотрел те немногие из изделий, что стояли не подоконнике, но это ничего не дало, совсем. Мистика!
Стоило отойти от подоконника, как вновь раздался этот злосчастный «Бдзынь!», но на этот раз громче, значительно громче. Только благодаря этому разобрался откуда исходит этот звук, а шёл он от чернолощёного колокольчика, который я поставил один из вытянутых на гончарном круге стаканчиков. Он и усилил звук, который меня так долго озадачивал.


В то время, я только начинал экспериментировать с керамикой, и начитавшись разных умных книжек по теории керамики и гончарному ремеслу стал придумывать и притягивать за уши всякие версии. Одна экзотичнее другой. Например, холодный треск, вызванный остаточными превращениями в кристаллической решетке зёрен кварца при его нагревании и охлаждении. Написал даже небольшую статейку в блог про холодный треск, ага, размечтался. Как закончил, посмотрел на колокольчик ещё раз и заметил белые оспинки на его поверхности. Всё оказалось гораздо проще и сложнее, чем мне думалось.
Нет, холодный треск существует, но только не в моём случае. Когда я начинал экспериментировать с керамикой, то для повышения звонкости своих колокольчиков пытался вводить в их состав добавки и пробовать различные режимы обжига. Если кратко — чем плотнее спечётся черепок, тем звонче будет колокольчик. Тут возможны варианты: увеличить температуру; ввести добавки, повышающие спекаемость; изменить среду в печи с окислительной на восстановительную.

 
Причина этого «Бдзынь!» была в том, что для повышения спекаемости я добавлял в шликер, состоящий из суглинка, размолотый школьный мелок, полагая, что он полностью состоит из карбоната кальция (мела). Оказалось что это не так.

 
Простой тест уксусной кислотой показал, что самого мела в школьном мелке совсем чуть-чуть, а поиск в интернете рассказал, что эти самые мелки делают по большей части из гипса!
Я обжигал суглинок с добавкой гипса, но из-за низкой температуры он просто обезвоживался. Попав во влажный воздух на подоконнике, зерна гипса в колокольчике стали набирать воду, увеличивались в объёме и ломая стенки колокольчика взрываться. Мелкие осколки ударялись в соседние изделия издавая тот самый «Бдзынь!», который меня так заинтриговал и нервировал.

Усилить звук колокольчика не получилось, но получился тот ещё детектив!






Комментариев нет:

Отправить комментарий