четверг, 9 апреля 2020 г.

В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ


Наверняка все слышали о традиционной японской чайной церемонии. Важной её частью является — тяван (chawan), она же чашка-пиала. Самые знаменитые из них имеют собственные имена и часто продолжают использоваться, даже если хранятся в музеях, некоторые наделены статусом национального сокровища. В них ценятся «несовершенства» - следы пальцев гончара, неровные рисунки на поверхности и так далее, но главное условие она должна удобно помещаться в ладонях.
Отличие японских чашек от привычных нам в отсутствии у них ручек. В японской и китайской традиции чай пьют не таким горячим как привыкли мы. Он холоднее, поэтому ручка и не требуется.
За несколько столетий было создано множество стилей посуды для чайной церемонии, у одних стиль предусматривает изготовление только вручную, у других допускает применение гончарного круга. Попробую оба варианта — ручную лепку и вытягивание на гончарном круге.

Ручной способ заключается в том, что чашка вытягивается из единого куска глины, сразу «подгоняясь» под ладонь. Помним про главное правило — чашка должна быть удобной, но в учебных целях можно поиграть как с общими размерами будущего изделия, так и с отдельными его частями, например с основанием.

Если вы собираетесь подправить подсохшее изделие знайте, глина запоминает форму, из обжига может выйти изначальный, кривой вариант. Вот здесь так и получилось, из обжига чаша вышла кривее, чем до него.
 

 
После глазурного обжига черепок чаши стал заметно темнее, глазурь местами приобрела голубоватый оттенок, но благодаря неровностям самой чаши это смотрится даже красиво.
Вывод — чаша получилась великовата, даже для моей, не самой маленькой ладони. Вполне можно использовать как небольшую вазу для конфет, печенья каких-нибудь орехов или чего-нибудь в этом роде.
Другие две чаши получились гораздо удобнее и по форме и по размеру. Их я вытягивал на гончарном круге, учитывая опыт лепной чаши. Для каждой использовал разную глину, точнее их смеси с добавлением лессовидным суглинка в разных пропорциях. До обжига обе имели практически один и тот же цвет.
Красная чаша. Её вытягивал с «тонкой талией». После обжига она стала красно-коричневого цвета, форма осталась практически идеальной. Вся сложность в том, что когда берёшься за новое изделие и пока не закончишь, то не поймешь насколько оно удобно или не нет.
 

Для этой чашки была выбрана обычная бесцветная глазурь без каких-либо эффектов. После обжига черепок приобрёл насыщенный красный цвет. Возможно, благодаря большому количеству суглинка с пониженным содержанием железа. Впечатление портит только помутнение глазури, которую я наносил кистью. В целом, получилась вполне удобная вещь.
 

Вторая чашка-тяван имеет более скромный, но тоже вполне удобный профиль, приятно держать в руках, хоть и получилась чуть ниже по высоте.


После утильного обжига стала тёмно-коричневого цвета. Поэтому решил испробовать на ней черную глазурь. Как раз будет в японском стиле.

После глазурного обжига чашка выглядит очень даже симпатично, производит приятное впечатление — темный черепок и чёрная глазурь очень хорошо сочетаются между собой. Всё порти одно «но».

Глазурь оказалась более густой, чем требуется и дала брак, повела себя как кефир, оставив на стенках «дорожки». Попробую зачистить их алмазным надфилем и пережечь чашку с добавкой новой порции глазури на зачищенные участки.
В целом, Красная чашка получилась удобнее, благодаря более изящной «талии», держать её в руках гораздо приятнее и удобней. Правда, это для меня, с моей большой ладонью, другие люди могут решить иначе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий