Наверняка все слышали
о традиционной японской чайной церемонии.
Важной её частью является — тяван
(chawan), она же чашка-пиала. Самые знаменитые
из них имеют собственные имена и часто
продолжают использоваться, даже если
хранятся в музеях, некоторые наделены
статусом национального сокровища. В
них ценятся «несовершенства» - следы
пальцев гончара, неровные рисунки на
поверхности и так далее, но главное
условие она должна удобно помещаться
в ладонях.
Отличие
японских чашек от привычных нам
в отсутствии у них ручек. В
японской и китайской традиции чай пьют
не таким горячим как привыкли мы. Он
холоднее, поэтому ручка и не требуется.
За несколько столетий было создано
множество стилей посуды для чайной
церемонии, у одних стиль предусматривает
изготовление только вручную, у других
допускает применение
гончарного
круга. Попробую оба варианта — ручную
лепку и вытягивание на гончарном круге.
Ручной способ заключается в том,
что чашка вытягивается из единого куска
глины, сразу «подгоняясь» под ладонь.
Помним про главное правило — чашка
должна быть удобной, но в учебных целях
можно поиграть как с общими размерами
будущего изделия, так
и с отдельными его частями, например с
основанием.
Если вы собираетесь
подправить подсохшее изделие знайте,
глина запоминает форму, из
обжига может выйти изначальный, кривой
вариант. Вот здесь так и получилось, из
обжига чаша вышла кривее, чем до него.
После
глазурного обжига черепок чаши стал
заметно темнее, глазурь местами приобрела
голубоватый оттенок, но благодаря
неровностям самой чаши это смотрится
даже красиво.
Вывод
— чаша получилась
великовата,
даже для моей, не самой маленькой ладони.
Вполне можно использовать как небольшую
вазу для конфет, печенья каких-нибудь
орехов или чего-нибудь в этом роде.
Другие
две чаши получились гораздо удобнее и
по форме и по размеру. Их я вытягивал на
гончарном
круге,
учитывая опыт лепной чаши. Для каждой
использовал разную глину, точнее их
смеси с добавлением лессовидным суглинка
в разных пропорциях. До обжига обе имели
практически один и тот же цвет.
Красная
чаша.
Её вытягивал с «тонкой талией». После
обжига она стала красно-коричневого
цвета, форма осталась практически
идеальной. Вся сложность в том, что когда
берёшься за новое изделие и пока не
закончишь, то не поймешь насколько оно
удобно или не нет.
Для
этой чашки была выбрана обычная бесцветная
глазурь без каких-либо эффектов. После
обжига черепок приобрёл насыщенный
красный цвет. Возможно, благодаря
большому количеству суглинка с пониженным
содержанием железа. Впечатление портит
только помутнение глазури, которую я
наносил кистью. В целом, получилась
вполне удобная вещь.
Вторая
чашка-тяван имеет более скромный, но
тоже вполне удобный профиль, приятно
держать в руках, хоть и получилась чуть
ниже по высоте.
После
утильного обжига стала тёмно-коричневого
цвета. Поэтому решил испробовать на ней
черную глазурь. Как раз будет в японском
стиле.
После
глазурного обжига чашка выглядит очень
даже симпатично, производит приятное
впечатление — темный черепок и чёрная
глазурь очень хорошо сочетаются между
собой. Всё порти одно «но».
Глазурь
оказалась более густой, чем требуется
и дала брак, повела себя как кефир,
оставив на стенках «дорожки». Попробую
зачистить их алмазным надфилем и пережечь
чашку с добавкой новой порции глазури
на зачищенные участки.
В целом, Красная
чашка получилась удобнее, благодаря
более изящной «талии», держать её в
руках гораздо приятнее и удобней. Правда,
это для меня, с моей большой ладонью,
другие люди могут решить иначе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий