Хороший вопрос, не так ли? Тончайшая керамика у нас прежде всего ассоциируется с фарфором. Он бывает настолько тонким, что стенки изделия просвечиваются. Но это фарфор, а обычная керамика?
Готовые работы. |
Древние китайцы в третьем тысячелетии до н.э. на своих примитивных ручных гончарных кругах вытягивали изделия с толщиной стенок не более 2-2,5 мм. Высшие достижения 0,8-0,2 мм! Это гончарные изделия, а лепные? Сразу же приходят на ум фарфоровые цветы из фаянса и настоящего фарфора, а не из холодного! Их лепестки тонки, как у настоящих цветов.
Не каждая глина или керамическая (фарфоровая масса) подойдёт для такого изделия. Толщина стенок изделия зависит от качества исходного сырья. Из массы с высоким содержанием песчаных частиц тонкое изделие не изготовить. Такая масса недостаточно пластична, изделие из неё должно иметь толстые стенки.
Только жирная, высоко пластичная масса подойдёт для такой работы. Лепить придётся быстро, тонкие стенки от тепла рук быстро сохнут и теряют пластичность. Поэтому работать необходимо быстро и аккуратно.
Теория - хорошо, но ещё лучше когда она проверяется практикой. Пока не проверишь не поймёшь, насколько реально выполнить то или иное достижение.
Для проверки много не требуется. Решил вылепить парочку пиал ну с максимально тонкими стенками или что-то вроде этого. Стенки сделать максимально тонкими, настолько, насколько позволит глина, ну или как получится.
Глину взял жирную кирпичную. Подготовил её следующим образом: разбил крупные куски молотком в старой металлической (не эмалированной) кастрюльке и истолок их в порошок. Отсеял крупные фракции с помощью сита (примерно 0,5 мм). Очень пыльное и мерзкое занятие!
Полученный порошок заливаем небольшим количеством воды и оставляем в покое. В таком состоянии глина легко затворяется водой, главное чтобы её было не слишком много. Глина, впитав воду, станет мягкой и податливой, если воды мало необходимо добавить, если наоборот, следует добавить глиняного порошка. После перемешать и завернуть в полиэтиленовый пакет, чтобы она не сохла и отложить на день два.
Взял небольшое количество глины – 150 грамм, разделил её на две части по 50 и 100 грамм. Пиалы лепил в технике «шара» - кусок глины разминается и скатывается в шарик. В его центре пальцем продавливается углубление, а далее начинается вытягивание стенок. Работа не сложная, но требует внимательности и не торопливости. Глина хоть и жирная, но не совсем идеальная для лепки, т.к. содержит песчаные примеси. Для первого подобия пиалы толщина стенок составила 1 мм, а для второй, более крупной, 2 мм.
Лепные работы перед сушкой |
Глина была подготовлена хорошо, размолота и промешана, стенки изделий тонкими, поэтому сохла равномерно. Сушка изделий не форсировалась. Готовые изделия, на первое время, накрыл целлофановым пакетом, периодически снимал его для ускорения сушки. За три дня они полностью высохли и отправились на небольшой обжиг (450 градусов).
Готовые работы |
Получается, что толщина стенок лепного изделия в 2 мм это даже много, сделать стенки тоньше вполне реально. Тем более на гончарном круге. Главное выбрать подходящую глину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий