Бывает так, что требуется создать
большое количество однотипных или похожих изделий – «болванкок» для серии
индивидуальных работ, или вам хочется растиражировать удачную поделку. Хорошо,
если это можно выполнить на гончарном круге, но так бывает, не всегда – ли нет
гончарного круга, или желаемое изделие не является телом вращения. В этом
случае на помощь приходит ручная лепка, а ускорить процесс может отминка.
Этим приёмом, с разными техническими деталями, пользуются
давно и много где в мире. Например, в странах Африки. Новые горшки
изготавливают путём отминки по своеобразным матрицам – треснутым, расколотым
или целым горшкам. Это значительно ускоряет процесс лепки, ведь не жёсткой
необходимости контроля формы, нужно только следить за равномерностью толщины
стенок будущего изделия.
Дополнительным преимуществом метода является
возможность поэкспериментировать с разными по пластичности материалами, а также
созданием текстурированных изделий используя смеси глин и глинистых материалов
(нерикоми/смешанка).
Вот и попробуем сегодня объединить две техники
одновременно и отмять в гипсовой форме смесь контрастных по цвету глин, получив
в итоге ёлочку.
На первом этапе работы
из глины или пластилина лепится модель будущего изделия. Для исправления и
уточнения мелких деталей, она переводится в гипс и дорабатывается. После чего с
неё снимается чистовая форма. Если на гипсовой модели есть мелкие пузырьки, то
их можно замазать пластилином. Это не даст модели и гипсовой форме объединиться
в единый монолит.
Глиной или смесью глин набивается каждая половинка
формы, затем, их смазывают шликером и соединяют, крепко прижимая, друг к другу.
Изнутри швы можно сгладить и дополнительно уплотнить, если есть такая
возможность.
В процессе отминки или
вытягивания на гончарном круге поверхностные слои глины смазываются, и рисунок
затирается. Поэтому крайне необходимым этапом является обработка поверхности
кожетвёрдого изделия скребком для вскрытия текстуры. После чего оно
досушиваются и отправляются на утильный обжиг.Уже после утильного обжига можно судить насколько изделие получилось или нет. Рисунок текстуры становится более четким и контрастным.
Глазурный обжиг окончательно проявляет свою текстуру и цвет. Наиболее удачно получился рисунок из смеси МКФ-2 и лессовидного суглинка. Глины в основной своей массе обладают высокой пластичностью, поэтому, когда мы смешиваем их, получаются плавные переходы и границы между глинами разных цветов. Однако, в нашем случае, использован лессовидный суглинок с невысокой пластичностью. В процессе лепки он сминается лишь отчасти, больше ломается и крошится, создавая рисунок текстуры настоящего камня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий