четверг, 23 января 2020 г.

ОТМИНКА


Бывает так, что требуется создать большое количество однотипных или похожих изделий – «болванкок» для серии индивидуальных работ, или вам хочется растиражировать удачную поделку. Хорошо, если это можно выполнить на гончарном круге, но так бывает, не всегда – ли нет гончарного круга, или желаемое изделие не является телом вращения. В этом случае на помощь приходит ручная лепка, а ускорить процесс может отминка.




Этим приёмом, с разными техническими деталями, пользуются давно и много где в мире. Например, в странах Африки. Новые горшки изготавливают путём отминки по своеобразным матрицам – треснутым, расколотым или целым горшкам. Это значительно ускоряет процесс лепки, ведь не жёсткой необходимости контроля формы, нужно только следить за равномерностью толщины стенок будущего изделия.
Дополнительным преимуществом метода является возможность поэкспериментировать с разными по пластичности материалами, а также созданием текстурированных изделий используя смеси глин и глинистых материалов (нерикоми/смешанка).
Вот и попробуем сегодня объединить две техники одновременно и отмять в гипсовой форме смесь контрастных по цвету глин, получив в итоге ёлочку.
На первом этапе работы из глины или пластилина лепится модель будущего изделия. Для исправления и уточнения мелких деталей, она переводится в гипс и дорабатывается. После чего с неё снимается чистовая форма. Если на гипсовой модели есть мелкие пузырьки, то их можно замазать пластилином. Это не даст модели и гипсовой форме объединиться в единый монолит.



Глиной или смесью глин набивается каждая половинка формы, затем, их смазывают шликером и соединяют, крепко прижимая, друг к другу. Изнутри швы можно сгладить и дополнительно уплотнить, если есть такая возможность.
В процессе отминки или вытягивания на гончарном круге поверхностные слои глины смазываются, и рисунок затирается. Поэтому крайне необходимым этапом является обработка поверхности кожетвёрдого изделия скребком для вскрытия текстуры. После чего оно досушиваются и отправляются на утильный обжиг.


Уже после утильного обжига можно судить насколько изделие получилось или нет. Рисунок текстуры становится более четким и контрастным.


Глазурный обжиг окончательно проявляет свою текстуру и цвет. Наиболее удачно получился рисунок из смеси МКФ-2 и лессовидного суглинка. Глины в основной своей массе обладают высокой пластичностью, поэтому, когда  мы смешиваем их, получаются плавные переходы и границы между глинами разных цветов. Однако, в нашем случае, использован лессовидный суглинок с невысокой пластичностью. В процессе лепки он сминается лишь отчасти, больше ломается и крошится, создавая рисунок текстуры настоящего камня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий