четверг, 3 сентября 2020 г.

Почему ручная лепка?

Есть много техник работы с глиной — ручная лепка, отминка, отливка или шликерное литьё, гончарный круг и другие, в том, числе смешанные. При желании, работу можно вырезать из цельного куска глины как из дерева. Материал диктует свои правила и технику работы.

резная керамика "Медведь", вырезано из суглинка
Этого медведя вырезал из куска малопластичного суглинка. Лепить тяжело, мелкие детали вообще не сделать, легче вырезать или отлить в гипс. Работа велась пока суглинок находился в кожетвёрдом состоянии.

У каждого свои предпочтения, есть они и у меня. Мне нравится процесс ручной лепки. Нравится прохладное ощущение глины в руке, нравится преодолевать сопротивление материала - мять, сдавливать, вытягивать, отщипывать кусочки, добавлять его там, где не хватает и убирать лишний.
Огромное удовлетворение приносит сложность решённой задачи, простая работа такого ощущения не даст. Чем больше деталей и сложнее форма, тем лучше. Даже если не получается и скручивает от желания смять всё с воплем в припадке психа и бросить эту глину в стену. Да так чтобы лепешка разлетелась глиняными брызгами во все стороны. Только преодолев это состояние и продолжив работать научишься чему-то серьёзному. Впрочем, такое желание возникает всё реже.
Ручная лепка — первый этап работы, при поиске и отработке будущего стиля серии изделий, например, свистулек. Как бы не нравилась полностью ручная работа, она не всегда помогает решить поставленную задачу. Вот тогда приходят на помощь другие техники — отминка, шликерное литьё и гончарный круг.
Форма также диктует свои правила — птичка свистулька, ну никак вы не сделаете её на гончарном круге, или чаша в японском стиле с изящной талией, можно вылепить вручную или вытянуть на круге. К каждому изделию свой подход и техника.

черная керамическая чаша покрытая черной глазурью в японском стиле
Вот такая чаша с приталенным профилем получится только на гончарном круге. На размер орехов не смотрите, для фотографии выбирал самые крупные, почти гигантского размера. Очень удобно держать в ладони.

Лично для меня не важно вылеплена работа или вытянута на гончарном круге. Как бы я не любил идеально круглые формы кружек или например, ваз, решает ощущение от удобной и приятной формы в руке, а ещё вес. Вспомните ощущения в руке от пластикового стаканчика и обычного стеклянного. Чувствуете разницу? Теперь понимаете?
 
керамическая птичка-свистулька покрытая глазурью
Птичка свистулька, такую на гончарном круге точно не сделать, только ручная лепка или отминка, но с обязательным условием, что первоначальная форма лепится в ручную. Такая свистулька и глаз цепляет и радует приятным ощущением в ладони.

Чихать на узнаваемость или авторский стиль, главное приятное ощущение в руке. В конце концов, если заказчик так сильно хочет индивидуальности, то на изделие всегда можно поставить авторский штамп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий