вторник, 12 февраля 2019 г.

НЕНАСЫТНЫЙ ПТЕНЧИК

Природа неиссякаемый источник идей и вдохновения. Сегодня у нас будет весенняя тематика. Мы будем лепить вазочку "Ненасытный птенчик" и хотя бы чуть чуть декорируем методом инкрустации.
Лепить можно несколькими путями вытягивая из цельного куска, используя технику жгутов, моделировать из пласта или просто вырезать. Как именно каждый выбирает самостоятельно, кому что нравится.


Материалы: глина или глины разных цветов из того, что есть у вас под рукой, ангобы, мел, например кормовой. Сразу оговорюсь, школьные мелки не подходят они состоят преимущественно из гипса. Почему мел? Кальций, входящий в состав мела, приглушает красящие свойства оксида железа. Молотый мел можно найти в зоомагазинах, в баночках по 200 гр. В светложгущиеся глины добавлять мел нет смысла, они и так светлые, а вот к рыжей глине добавить можно, опять же в зависимости от величины добавки будут разные цвета (нижний пробник).
Инструменты: стеки, брусок-киянка, скребок (подойдет ненужная банковская карточка), губка или подходящего размера кусок поролона, пульверизатор и главный инструмент - ваши собственные руки.

Модель. Прежде чем приступать к лепке, необходимо проработать эскиз будущего изделия в карандаше и/или пластилине. Лучше всего сделать рисунок, чтобы прояснить для себя общую форму и отдельные детали, а уже потом вылепить пластилиновую модель. Это поможет избежать многих ошибок и значительно ускорит работу.

 

Порядок работы. Глину перед работой необходимо немного помять в руках, разогреть, чтобы она стала более податливой. Куску глины выбранного размера придаётся общая форма будущего изделия. Далее будем удалять лишнее, для этого глину нужно чуть-чуть подсушить, чтобы верхние слои стали чуть суше и плотнее, так наше будущее изделие не будет деформироваться в процессе работы. Лишняя глина удаляется с помощью стека с петлёй, при этом необходимо аккуратно следить за толщиной стенок они должны быть одинаковые, примерно 5-7 миллиметров. Особенно необходимо следить в местах выпуклостей и выступов, например в районе хвоста, большая неравномерность в толщине стенок, при сушке, может спровоцировать появление трещин. Появляется это из-за того, что усадка при сушке будет неравномерной, это вызовет появление напряжений, и как следствие, трещин.
 
В процессе работы сверяемся с моделью, чтобы не занесло куда-нибудь, а то можно увлечься и вместо птенчика получить нечто незапланированное.
Когда общая форма будет готова, а внутренняя полость выбрана, необходимо опрыскать будущее изделие водой из пульверизатора и поставить в целлофановый пакет на сутки, пакет закрыть придавив край чем-нибудь тяжелым или завязать. Во время лепки вы держали глину в руках, их тепло подсушило глину, отчего внешние слои стали более сухими и плотными, началась усадка глины, а внутренние остались более влажными. Для того, чтобы не провоцировать появление трещин необходимо уравнять влажность внешних и внутренних слоёв, особенно это касается т.н. "дикой глины". В профессиональных керамических массах имеются добавки, уменьшающие чувствительность к условиям сушки и появление трещин, а вот дикие глины могут оказаться более капризными, поэтому лучше перестраховаться. Установка на бруски из дерева или фанеры позволит уравнять влажность не только стенок, но и дна. Важное замечание - чем сложнее форма, тем медленнее должна проходить сушка.
 
Через день, а можно и через два, в закрытом пакете влажность падает очень медленно, дорабатывается внутренняя полость. Где стекой, а где пальцами выравниваются и заглаживаются внутренние стенки. Плоской стекой и пальцами заглаживается внешняя поверхность, и прорабатываются мелкие детали, такие как глаза и клюв. В районе крыльев и хвоста зубчатым краем стеки наносятся канавки-перья, после чего, эти углубления (глубина не более 1-1,5 мм) заполняются глиной контрастного цвета или ангобом. Если необходимо, подчёркиваются отдельные детали. После чего изделие оставляется в пакете на сутки или двое.
Далее берётся пластиковая карточка или металлический скребок и счищается лишняя глина/ангоб. В результате, мы получим ровную поверхность с элементами контрастного цвета. Это и есть самая простая инкрустация.

Ещё через пару дней можно взять не сильновлажную губку и замыть всю поверхность нашего птенчика, это сгладит большую часть неровностей. После продолжаем сушку. Сушку ведём очень аккуратно, без фанатизма. Приоткрываем пакет чуть-чуть утром и вечером. О состоянии глины можно судить по изменению интенсивности цвета. В процессе сушки она сначала она темнеет, а затем начинает светлеть. После чего сушку можно проводить чуть смелее.

Далее следует обжиг. В моём случае высушенное изделие я декорировал, нанеся белую матовую глазурь на глаза. Глазурь для условий глазурования "по сырому" мною проверена неоднократно, поэтому на мелкие детали можно кистью аккуратно покрыть глазурью. После обжига дальнейшее декорирование изделия будет зависеть от ваших вкусов и возможностей.
Конечной операцией стало глазурование двумя глазурями. Бесцветной глазурью, методом погружения, покрыта вся поверхность изделия, затем с клюва она была аккуратно удалена и вместо бесцветной глазури нанесена красно-коричневая.

Получилось вполне не плохо, но вот, как мне кажется, хохолка или какого-нибудь гребешка ему явно не хватает. Попробую добавить, но уже на другом изделии. Всем удачных обжигов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий